?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Поделиться Next Entry
История церкви Рождества Пресвятой Богородицы хутора Каныгина
Раздорская станица
razdori

Нескролько слов от автора.
Бывает очень обидно когда читаешь в интернете какую либо информацию, которая не соответствует  действительности, но со временем все ее перепечатывают и она (информация) растет как снежный ком искажая действительность. Так получилось и с историей церкви Рождества Пресвятой Богородицы в хуторе Каныгин. Везде написано (не более одного-двух абзацев) одно и то же. Я понимаю, конечно легче переписать имеющийся текст чем поехать самому в архив и посмотреть подлинные документы.  А вы знаете какое наслаждение испытываешь когда после долгих поисков находишь какую либо информацию, которая открывает новые факты в истории людей, событий или объектов. Хотелось бы что бы люди интересовались подлинной не выдуманной историей не важно горькая она или радостная.

Сентябрь 1879 года был ознаменован окончанием строительства и освящением храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы в хуторе Каныгин юрта Раздорской на Дону станицы.
В 1879 году к церкви Донской иконы Божией Матери Раздорской на Дону станицы была приписана построенная в том же году в хуторе Каныгин церковь Рождества Пресвятой Богородицы (далее Рождественская). Как и все казачьи храмы (станичные и хуторские), воздвигнута она была «по усердию и на средства прихожан».



(так выглядит церковь сегодня)
Основанный в 1788 году в 6 верстах от Раздорской на Дону станицы хутор Каныгин долгое время не имел своего храма, и хуторяне вынуждены были ходить на службу в Богородицкую церковь, расположенную в Раздорской станице.
К моменту закладки первого камня в 1878 году в хуторе насчитывалось 177 дворов, 468 жителей мужского пола и 500 женского пола.
До наших дней дошла только красивая легенда отражающая историю постройки церкви в хуторе Каныгин:
«В 1876 году хуторяне и станичное правление Раздорского юрта ходатайствовали перед Донским архиепископом о разрешении на постройку храма в хуторе Каныгин. И когда такое разрешение было получено приступили к сбору средств на его строительство. Однако начавшаяся в 1877 году русско-турецкая война прервала сбор средств, к тому же казаки хутора ушли на войну. Во время одного боя сотня каныгинских казаков, служивших в Раздорском полку, на глазах у императора Александра Второго в результате молниеносной атаки разгромила крупный отряд турецкой конницы. Растроганный отвагой казаков император тотчас распорядился о представлении всей сотни к георгиевскому кресту и выдаче каждому казаку по 50 рублей серебром. Когда казаки вернулись в свой хутор, то на радостях загуляли. Во время пиршества, к ним подошла незнакомая женщина и сказала: «Казаки, вы все гуляете, а храма-то у вас в хуторе нет!» В миг протрезвели казаки, поняли, что это было явление самой Богородицы. Тогда штаб-офицер Никита Иванович Секретев предложил пожертвовать полученные деньги на храм. На слова Секретева откликнулись не только хуторяне, но и раздорцы. Правление Войска Донского пожертвовало на строительство храма каменный подвал. В 1878 году в хуторе состоялась закладка каменного однопрестольного храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы и уже в 1879 году храм был построен и освящен».
Так гласит легенда, которая не подтверждается архивными документами.
А коллежский асессор Никита Иванович Секретев был первым церковным старостой церкви Рождества Пресвятой Богородицы хутора Каныгина избранным "на сию должность в июне 1881 года прихожанами с согласия священно церковнослужителей". Прослужив на этой должности бессменно 10 лет (3 срока) в 1891 году был избран председателем церковно-приходского попечительства.
Еще до смерти Н.И. Секретева его жена Елена Семеновна Секретева оставила духовное завещание, утвержденное к исполнению 10 марта 1911 года согласно которого они жертвуют: «4000 рублей, из которых 2000 рублей на церковь в хуторе Каныгин на распространение ея и устройство иконостаса, 100 рублей той же церкви и 1000 рублей причту той же церкви».
Никита Иванович Секретев скончался 5 марта 1912 года и был похоронен на церковной территории, на которой обычно хоронили священно церковнослужителей и граждан, внесших большой вклад в развитие и служение церкви. На сохранившейся до наших дней чугунной плите, которая находится сейчас за церковным забором имеется надпись: «Здесь покоится прахъ Никиты Ивановича Секретева ск. 1912 г. марта 5-го дня на 77 году Миръ праху твоему дорогой дядя».



Буквально в нескольких метрах от этой плиты имеется каменное надгробие поросшее мхом сквозь который можно прочитать слово "священник".



К сожалению во время поездки в хутор Каныгин летом 2009 года связи с отсутствием времени не удалось очистить надгробие что бы прочитать надпись целиком. Надеюсь это сделать летом 2010 года.
В ведомости о церкви Рождества Пресвятой Богородицы хутора Каныгина за 1883 год имеется интересная запись «церковь построена по усердию и на средства прихожан и войсковым начальством был пожертвован каменный подвал в 500 рублей». Как следует понимать вторую часть предложения «войсковым начальством был пожертвован каменный подвал в 500 рублей»?
Каменного подвала в церкви Рождества Пресвятой Богородицы хутора Каныгина нет, тогда что означает указанная фраза. Возможно, Войсковое начальство передало каменный винный подвал, оцененный в 500 рублей, который находился в Раздорской на Дону станице как строительный материал для постройки церкви или же продало его с аукциона, а вырученные от продажи деньги передало на постройку храма. Но это только предположения.
В ведомости о церкви Рождества Пресвятой Богородицы хутора Каныгина за 1893 год имеется еще одна запись, проливающая некоторую ясность на этот вопрос: «церковь построена в 1879 году по усердию на средства прихожан и по разрешению епархиального начальства вновь устроена из пожертвованного каменного подвала Войсковым начальством». А это значит, что после постройки церкви вероятнее всего произошло обрушение, для устранения которого и был пожертвован Войсковым Начальством каменный подвал который пошел на ремонт церкви. Ставит точку в вопросе постройки Рождество Богородицкой церкви запись в ведомости о церкви за 1900 год, которая гласит: «Церковь построена в 1879 году из пожертвованного войсковым начальством каменного подвала и на средства прихожан» а это значит, что церковь строили из камня и другого строительного материала пожертвованного для строительства церкви Войсковым начальством каменного винного подвала Раздорской на Дону станицы.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы хутора Каныгина была однопрестольная «один Престол во имя Рождества Пресвятыя Богородицы», каменная «с таковою же колокольней, а купол деревянный, покрыта железом, без ограды, утварью снабжена достаточно». В 1889 году вокруг церкви была установлена деревянная ограда, а в 1914 железная на каменном из ракушечника фундаменте.
Богослужение первые несколько лет с момента освящения церкви справлялись поочередно священниками Раздорской Богородицкой церкви. По высочайше утвержденному от 1882 года штату, причта при ней было положено, один священник и один псаломщик. В 1883 году церковь Рождества Богородицы хутора Каныгинского стала самостоятельной приходской церковью, прихожанами которой были жители двух хуторов: Каныгинского и Ольховского.
Прихожане церкви Рождества Пресвятой Богородицы:
В хуторе Каныгинском: 607 (мужчин), 644 (женщин), 1251 (обоего пола)
военных и гражданских чиновников православных 16 (м), 21 (ж), 37 (обоего пола)
урядников и казаков православных 554 (м), 583 (ж), 1137 (обоего пола)
иногородних православных 35 (м), 37 (ж), 72 (обоего пола)
раскольников 2 (м), 3 (ж) 5 (обоего пола)

В хуторе Ольховском: 455 (м), 454 (ж), 909 (обоего пола)
военных и гражданских чиновников православных 7 (м), 5 (ж), 12 (обоего пола)
урядников и казаков православных 416 (м), 420 (ж), 836 (обоего пола)
иногородних православных 32 (м), 29 (ж), 61 (обоего пола)

итого в приходе: православных 1060 (м), 1095 (ж), 2155 (обоего пола)
раскольников 2 (м), 3 (ж), 5 (обоего пола)

Первым священно церковнослужителем церкви Рождества Пресвятой Богородицы хутора Каныгина был пономарь Никита Васильевич Золотарев, введенный в штат церкви в сентябре 1882 года и уволившийся в июне1883 года за штат по болезни (умер в этом же году в возрасте 34 лет).
Информация:
Пономарь Никита Викторович Золотарев, 1849 года рождения. Сын дьячка казачьего происхождения. Обучался в среднем отделении Новочеркасского духовного училища, по увольнении из которого 18 ноября 1865 года, «по билету Донской духовной консистории» был определен на место псаломщика церкви Донской иконы Божией Матери станицы Раздорской, «с тем, чтобы он не позднее 1867 года, по изучении причетнических предметов, явился к Его Высокопреосвященству с прошением о посвящении в стихарь».
В сентябре 1882 года был переведен к церкви хутора Каныгин. Жена Агафья Семенова, 1852 года рождения, дети: Никита 1870 г. р.; Иван 1872 г. р.; Илларион 1875 г. р.; Николай 1877 г. р..

*** *** ***
Первые годы существования Рождественской церкви домов у священно церковнослужителей собственных не было. В 1883 году настоятель церкви священник Стефан Бондаревский жил: «в церковном доме, а исправляющий должность псаломщика, в нанимаемой прихожанами квартире. На содержание священно церковнослужителей жалованье ни откуда не получается а пользуются они доходами от прихожан за исправление мирских треб. Содержание их посредственное. Капиталов при сей церкви нет. Церковно – приходской школы нет, приходского попечительства нет».
Церковный дом, в котором проживал священник Бондаревский, представлял собой «дом деревянный длинною 9½ аршина и шириною 8 аршин покрытый тесом и уже ветхий».
На содержание священно церковнослужителей прихожанами было положено 600 рублей в год и кроме того за разные требы церковь получало доход до 450 рублей.
Особо отмежеванной церковной земли усадебной пахотной и сенокосной при Рождественской церкви не имелось, в связи с чем священно церковнослужители пользовались землей наравне с прихожанами имея по одному казачьему паю.
Спустя 14 лет со дня постройки церкви (в 1893 году) в хуторе Каныгин были построены следующие здания, принадлежащие церкви: «каменная караулка покрытая тесом, кухня, покрытая тоже тесом и деревянный амбар покрытый камышом, церковный двор огорожен досками».
К 1900 году Рождественской церкви уже принадлежали: «каменная караулка покрытая тесом с деревянным к ней пристроем составляющим церковно приходское училище; деревянный дом для священника трехоконный, длиною 15 аршин, шириною 12 аршин покрытый железом; кухня покрытая тесом и деревянный амбар покрытый тесом; деревянный дом для псаломщика длинною 9½ аршина и шириною 8 аршин покрытый тесом и уже ветхий, оба причтовые дома огорожены дощатым забором и находятся вблизи церкви».
Капитала при церкви в 1893 году имелось три билета в 300 рублей, первый: в 100 рублей пожертвован диаконом Кузнецовского хутора Стратоником Поповым; второй урядником Михаилом Епифановым и третий хорунжим Варлаамом Лазаревым, которые «хранятся в Приказе Общественного презрения процентами пользуются священно церковнослужители на помин их семейств».
К 1900 году капитал при церкви увеличился до 5 билетов «сотенных на пятьсот рублей пожертвованные разными лицами», которые хранятся в Приказе Общественного презрения, процентами от них пользуются священно церковнослужители за помин тех семейств, которые пожертвовали указанные деньги. А в 1904 году капитал составлял 6 сторублевых билетов пожертвованных разными лицами, которые хранились в Ростовской на Дону конторе Государственного банка. Процентами с них пользовались священно церковнослужители Рождественской церкви за помин семейств жертвователей.
В 1884 году в хуторе Каныгинском было открыто одноклассное приходское (хуторское) училище, которое было предназначено для обучения детей сразу двух хуторов: Каныгина и Ольховый.
В 1898 году помимо приходского министерского было открыто и церковно – приходское училище, которые действовали практически до 1918 года
Численность хутора практически не менялась десятилетиями, если в 1893 году количество дворов составляло 237, а численность душ обоего пола в них, проживающих 1.431, то в 1900 году дворов было 245, а душ обоего пола 1.499. По данным церковной ведомости в 1904 году в хуторе Каныгинском родилось – 88 душ, браков повенчано – 11, а умерло 39 душ.
Данные о численности и составе прихожан Рождественской церкви хутора Каныгина за 1893 год:
В хуторе Каныгинском: 237 (количество дворов), 733 (м), 698 (женщин)
из них:
военных и гражданских чиновников православных: 6 (дворов), 10 (м), 8 (ж)
урядников и казаков православных: 226 (дворов), 680 (м), 672 (ж)
иногородних православных: 5 (дворов), 32 (м), 18 (ж)

Данные о численности и составе прихожан Рождественской церкви хутора Каныгина за 1900 год:
В хуторе Каныгинском: 245 (дворов), 744 (м), 755 (ж)
из них:
духовных: 2 (дворов), 2 (м), 1 (ж)
военных и гражданских чиновников православных: 10 (дворов), 6 (м), 10 (ж)
урядников и казаков православных: 263 (дворов), 687 (м), 704 (ж)
иногородних православных: 20 (дворов), 54 (м), 37 (ж)

Данные о численности и составе прихожан Рождественской церкви хутора Каныгина за 1904 год:
В хуторе Каныгинском: 308 (дворов), 749 (ж), 844 (м)
из них:
духовных: 2 (дворов), 4 (м), 2 (ж)
военных и гражданских чиновников православных: 5 (дворов), 6 (м), 9 (ж)
урядников и казаков православных: 281 (дворов), 689 (м), 800 (ж)
иногородних православных: 20 (дворов), 49 (м), 33 (ж)

Данные священно церковнослужителей Рождественской церкви хутора Каныгина:
1882 год – пономарь Никита Васильевич Золотарев.
1883 год – священник Стефан Андреевич Бондаревский; и.о. должности псаломщика дьячок Василий Тимофеевич Васильев; церковный староста (1881–02.04.1891 гг.) коллежский регистратор Никита Иванович Секретев; просфорня (04.12.1879–1883 гг.) вдова казака Христина Стефановна Яковлева.
1893 год – священник Степан Исаевич Емельянов; псаломщик Матвей Иванович Протопопов; церковный староста (02.04.1891 – 1904) урядник из дворян Митрофан Васильевич Захаров; просфорня (1893 – 1903) вдова урядника Мария Васильевна Хоперскова.
1900 год – священник Михаил Виссарионович Федоров; псаломщик Роман Петрович Федоров; церковный староста (1898–1901) урядник Раздорской на Дону станицы Андрей Евстафьевич Акентьев (с 1904 года титулярный советник Яков Никитович Секретев). просфорня (1903–????) вдова казака Екатерина Лукинична Власова.

Церковно – приходское попечительство (председатель):
1891 год – коллежский регистратор Никита Иванович Секретев
1900 год – урядник Пантелеймон Васильевич Черевков
1904 год – урядник Иван Петрович Шубин.
Но история церкви хутора Каныгин на этом не заканчивается и к этому я еще вернусь.
(продолжение следует)